Помимо вопросов, связанных с подготовительными этапами приобритения квартиры в новостройке, дольщику придется уделить внимание процедуре оформления права собственности на уже готовую недвижимость...
Факт проживания в новой квартире еще не означает, что ее текущий обитатель является собственником. Поэтому для того чтобы в полной мере распоряжаться купленным у застройщика жильем, нужно зарегистрировать право собственности. О том, как это сделать и какие документы для этого потребуется подготовить, мы поговорим в рамках этой статьи.
Что дает право собственности
Сначала необходимо отметить, что проживать в квартире, которая не оформлена в собственность, можно, хотя это и не вполне законно. Самое главное, чтобы недвижимость была признана пригодной к проживанию (для этого застройщик сдает дом в эксплуатацию госкомиссии). Очень вероятно, что никто не будет предъявлять обитателям квартиры никаких претензий и требований, отсутствие статуса собственника не помешает проживать в квартире годами.
Но владелец квартиры будет не в состоянии распоряжаться своим имуществом в полной мере – он не сможет продать или подарить жилье, зарегистрироваться на имеющейся жилплощади, получить налоговый вычет (вернуть часть денег, уплаченных за жилье). Отсутствие регистрации, в свою очередь, создает проблемы с использованием объектов социальной инфраструктуры, будет весьма непросто устроить ребенка в ближайший детский сад или школу, прийти на прием к врачу в поликлинику.
Что нужно для начала оформления права собственности
Право собственности на квартиру в новостройке может быть оформлено застройщиком или самим владельцем квартиры. Вне зависимости от того, кто будет этим заниматься, после окончания строительных работ застройщик обязан выполнить ряд мероприятий и подготовить пакет документов со своей стороны:
- Ввести жилой дом в эксплуатацию и получить на руки соответствующее распоряжение;
- Организовать процедуру внесения здания в Росреестр и пройти процедуру присвоению дому почтового адреса;
- Подготовить протокол о распределении жилых помещений;
- Оформить в БТИ технический паспорт на весь дом;
- Передать жилье дольщикам по акту приема-передачи;
- Завизировать акт приема-передачи квартир в государственном органе строительства и архитектуры.
Только после того, как все необходимые документы собраны, владелец жилья или сам застройщик может начинать подготовку к оформлению права собственности. Если же какая-либо процедура еще не окончена и собраны не все документы, то переходить к оформлению квартиры бессмысленно.
Владельцу квартиры также необходимо подготовить ряд документов со своей стороны. Для получения свидетельства в Росреестре потребуются следующие бумаги:
- Договор Долевого Участия (ДДУ) или же документ, подтверждающий уступку права. Последний документ предоставляется в том случае, если квартира была приобретена у дольщика, который изначально заключил договор с застройщиком;
- Акт приема-передачи квартиры;
- Квитанция об уплате пошлины (которая взымается Росреестром при оформлении права собственности);
- Кадастровый паспорт квартиры;
- Кредитный договор с банком (этот документ необходим, если квартира покупалась с использованием ипотечного кредита), а также дополнительные соглашения, закладная, т.п.
Закон не запрещает делегировать процедуру оформления иным юридическим или физическим лицам. Например, можно поручить сбор документов и подачу заявления знакомому, родственнику, таким же образом оформить право собственности на квартиру может и застройщик. Для того чтобы поручить это занятие кому-либо, необходимо оформить нотариально заверенную доверенность.
Оформление кадастрового паспорта
Большая часть из перечисленных выше документов, необходимых владельцу квартиры для оформления права на собственность, уже имеется в наличии. Исключение составляет кадастровый паспорт, оформление этого документа потребует некоторых усилий. Кадастровый паспорт оформляется на основании технического плана, который выдает БТИ. Для получения технического плана нужно собрать следующие документы:
- Удостоверение личности (паспорт);
- Договор с застройщиком – ДДУ или договор переуступки;
- Акт приемки квартиры;
- Квитанция об уплате услуг БТИ.
С перечисленных документов нужно снять копии и предоставить их в БТИ, затем, по истечении определенного времени, получить готовый технический паспорт.
Порядок действий по оформлению права на собственность квартиры в новостройке
Если оформлением занимается застройщик, то дальше можно не читать, поскольку все действия владельца жилья в этом случае ограничиваются получением готового свидетельства. Но если, по каким-либо причинам вы приняли решение заниматься этим самостоятельно, то информация будет для вас актуальной. Сейчас мы пошагово расскажем о том, что и в какой последовательности нужно делать для того, чтобы процедура оформления проходила по возможности быстро, без лишней суеты и нервотрепки.
- Первым делом нужно получить у застройщика технический паспорт на здание. Предполагается, что перечисленные выше документы, которые должен оформить застройщик, уже готовы;
- Затем нужно посетить БТИ для заказа и получения технического плана квартиры. Изготовление плана занимает примерно три недели;
- После этого потребуется поставить квартиру на учет в Кадастровой палате, документ придется ожидать дней двадцать;
- Теперь, когда все готово, можно подавать весь перечень документов в Росреестр, свидетельство о праве на собственность будет готово через полмесяца.
Неплохо сэкономить время может помочь такая структура, как Многофункциональный центр, где собраны представители основных государственных органов. Причем, все вопросы относительно перечня или иных аспектов оформления необходимых документов можно выяснить по телефону, это избавит вас от лишней беготни и стояния в очередях.
Признание права собственности через суд
Довольно часто оформить право собственности не получается по той причине, что застройщик нарушает свои обязательства по договору и затягивает момент оформления свидетельства. При этом свидетельство не может быть получено в обычном порядке и необходимо обращаться в суд с заявлением о признании права собственности. Это распространенная практика, которая позволяет получить необходимый документ достаточно быстро.